Киевские пассажи были данью европейской моде девятнадцатого века. Моду на пассажи ввёл один обаятельный швейцарец по имени Мартин Штифлер. В 1869 году он принял российское гражданство и занялся кондитерским делом. Купив рядом с Крещатиком большую усадьбу, он застроил её домами в форме буквы "П". Прошло определённое количество лет, и этот своеобразный прообраз пассажа стал торговым центром нового типа.
"Пассажный бум" разгорелся в Европе в начале девятнадцатого века, когда считалось хорошим тоном прогуливаться вдоль торговых рядов, причём прогулка должна была непременно заканчиваться в кофейне. Так было во всех уважающих себя городах. Самым известным пассажем считается Галерея Витторио Эммануэле II, – её автор, архитектор Джузеппе Менчони, в буквальном смысле этого слова положил жизнь на её создание: он погиб при строительстве.
Ну а история пассажа в Киеве началась несколько позже, в 1900-м году. Именно тогда и усадьбу весёлого герра Штифлера, и подрядчика по фамилии Гинзбург, выкупило известное страховое общество: "Россия". В конечном итоге здесь было решено построить новый торговый дом, – со сквозным проходом. Старые здания ради этого снесли, и по проекту славного петербуржского архитектора Павла Андреева возвели качественно новые. Спустя пять лет жизнь и сдержанная толчея заново вернулись в Большой пассаж. На первых его этажах расположились многочисленные магазины, кинотеатр, разнообразные административные учреждения и так далее. На стальных же этажах располагались элитные квартиры. Вскоре Пассаж украсили многочисленными скульптурами греческого образца, и проложили на нём роскошную аллею. Вскоре это весьма располагающее к себе место стало любимым местом для отдыха у горожан. Здесь просто прогуливались, назначали деловые и личные встречи, пили кофе в какой-либо из весьма многочисленных кофеен или просто глазели на витрины.
Хотя, говоря честно, Большой пассаж в Киеве единственным не был. Малый пассаж располагался на Большой Васильковской улице, а на Крещатике, в свою очередь – пассаж Ждановского. Это были красивые, обширные доходные дома, обладавшие выступавшими парадными входами. Был также момент, когда собирались возвести ещё один пассажный ряд неподалёку от нынешнего киевского Главпочтамта, однако до воплощения этих планов на практике дело не дошло: планы были сочтены небезопасными в пожарном отношении, а потому их свернули. Также крытую галерею предполагалось возвести от Жилянской до большой Васильковской в 1912-м году, однако этому плану помешала Первая Мировая война.

Смотрите также: